Ночь "Лейлятуль Кадр" и как ее проводить
Вступление
Хвала Аллаху! Всевышний сказал в Коране: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха истинной богобоязненностью и не умирайте не иначе, как мусульманами!»; «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правдивые слова. Тогда Он сделает ваши дела хорошими и простит ваши грехи. А тот, кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, окажется в большой выгоде!» Поистине, самая лучшая книга – Книга Аллаха – Коран, а самый лучший путь – путь Его пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Самые же худшие дела – нововведения. Каждое нововведение является ересью, а каждая ересь- заблуждение, ведущее в Ад.
Хвала Аллаху, Даровавшему нам месяц Рамазан. Месяц прощения грехов и время ниспослания благодати от Всевышнего, ведь именно в этот месяц был ниспослан Коран и в этот месяц записывается удел каждого человека на будущий год.
Ночи месяца Рамазан относятся к лучшим ночам всего года, а в последние десять ночей этого святого месяца есть Ночь Предопределения (Лейлятуль Кадр) – самая лучшая. Аллах облагодетельствовал её, оказал честь, выделил среди прочих, ниспослав в ней Коран, и сделал эту ночь более значимой, чем тысяча месяцев. Аллах Всевышний сказал: «Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в Ночь Предопределения» (Коран 97:1-5) .
Сура «Предопределение» была ниспослана в Мекке. В этой суре говорится о достоинстве Корана и ночи, в которую он был ниспослан, указывается на то, что она лучше тысячи месяцев и что в эту ночь ангелы и архангел Джабриил (мир ему) нисходят по велению своего Господа для исполнения Его повелений. В эту ночь воцаряется мир и нет ни вреда, ни зла до появления зари.
Чтобы понять скрытый смысл вышесказанного, необходимо рассказать о причине ниспослания этой главы Корана. Передается от Муджахида, который сказал, что однажды пророк (да благословит его Аллах и приветствует) рассказал о человеке из племени Бану Исраил, который сражался на пути Аллаха тысячу месяцев. Мусульмане удивились этому, и Аллах ниспослал следующее: «Воистину, Мы ниспослали его в Ночь Предопределения. Откуда ты мог знать, что такое Ночь Предопределения? Ночь Предопределения лучше тысячи месяцев. В эту ночь ангелы и Дух нисходят с дозволения их Господа по всем Его повелениям. Она благополучна вплоть до наступления зари» (Коран 97:1-5). После пророк (да благословит его Аллах и приветствует) добавил: «Лучше чем тысячи месяцев, которые сражался этот человек на пути Аллаха». В эту ночь ангелы, распределяющие и раздающие блага, спускаются на землю, шайтан сковывается цепями и не может навредить никому. В высокочтимом Коране говорится: «В эту ночь с позволения Всевышнего спускаются на землю ангелы и Джабриил (мир ему) вместе со всеми делами», т. е. со всем тем, что предписано Всемогущим, с тем, что должно случиться в течение года, будь то хорошее или плохое. В эту ночь на землю спускается столько ангелов, что брошенная вверх иголка обязательно упадет на их головы. Они просят у Аллаха прощения грехов за всех тех, кто занимается богоугодными делами: молится, читает Коран, просит прощения и т. п.
Ночь Предопределения и ее название
Исламские ученые – толкователи Корана разошлись во мнениях относительно названия этой ночи. Муджахид, Икрима, Катада и другие считали, что это название произошло от глагола «каддара», что означает «предопределять», «предрешать», поскольку в эту ночь Аллах предопределяет дела, которым суждено произойти в течение ближайшего года. Всевышний сказал: «Мы ниспослали его в благословенную ночь, и Мы предостерегаем. В ней решаются все мудрые дела по повелению от Нас» (Коран 43:3-5). В суре «Дым» так же говорится об этом: «Ха. Мим. Клянусь ясным Писанием! Воистину, Мы ниспослали его в благословенную ночь. Воистину, Мы всегда увещевали. В эту ночь решаются все мудрые дела согласно Нашему повелению, которое Мы всегда посылаем» (Коран 44:1-5).
Согласно другому мнению, название этой ночи означает «ночь величия», во-первых, потому что эта ночь является славной и превосходит тысячу месяцев, а во-вторых, потому что праведные дела в эту ночь превосходят такие же поступки в остальное время.
Согласно третьему мнению, название произошло от глагола «кадара», означающего «суживать», «стеснять». В эту ночь на землю спускается великое множество ангелов. Точная дата ее бывает, известна лишь узкому кругу избранных рабов. Арабский глагол «кудира» использован в значении «быть тесным, недостаточным» в словах Всевышнего: «А тот, кто стеснен в средствах, пусть расходует из того, чем его одарил Аллах» (Коран 65:7). Об этом сообщил имам аш-Шаукани.
Когда ждать Ночь Предопределения
В одном из хадисов, рассказанном со слов Ибн Умара, сообщается, что нескольким людям из числа сподвижников пророка (да благословит его Аллах и приветствует) было открыто во сне, что Ночью Предопределения будет одна из семи последних ночей Рамазана, и тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я вижу, что ваши сновидения сходятся на семи последних ночах, так пусть же тот, кто ждет Ночи Предопределения, ожидает ее наступления в течение семи последних ночей» (аль-Бухари и Муслим).
Передают также, что Абу Саид аль-Худри рассказывал: «Мы уединились вместе с пророком (мир ему и благословение Аллаха) во второй декаде Рамазана, а утром двадцатого числа он вышел из дома, обратился к нам с проповедью и сказал: «Воистину, мне была показана Ночь Предопределения, а потом случилось так, что я забыл ее. Но ждите ее в одну из нечетных ночей последней декады Рамазана. Я видел во сне, что совершаю земной поклон в воду с глиной. Пусть все, кто уединялся вместе с посланником Аллаха, вернутся». Мы вернулись, и в то время мы не видели на небе ни облачка. Но вдруг появились тучи, и хлынул такой дождь, что крыша мечети, сделанная из голых пальмовых ветвей, протекла. А потом было объявлено о начале намаза, и я увидел, как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершает земные поклоны в воду с глиной, и я также увидел следы глины на его лбу» (аль-Бухари, Муслим и др.).
Передают, что Убада б. ас-Самит рассказывал, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) вышел, чтобы сообщить о Ночи Предопределения, но тут двое мусульман стали спорить друг с другом, и он сказал: «Я вышел, чтобы сообщить вам о ночи Предопределения, но такой-то и такой-то поспорили друг с другом, и меня лишили знания о ней. Может быть, так будет лучше для вас. Ищите же ее за девять, за семь и за пять ночей до конца Рамазана!» (аль-Бухари).
На эту тему существует еще много хадисов, рассказанных целым рядом сподвижников, в том числе Ибн Умаром, Абу Бакрой, Джабиром ибн Самурой, Муавией ибн Абу Суфьяном и другими.
Ибн Хаджар в комментариях к сборнику достоверных хадисов аль-Бухари привел более сорока различных мнений на этот счет и сказал: «Согласно наиболее предпочтительному мнению, она является одной из последних десяти ночей месяца Рамазан и приходится на нечетную ночь, причем в разные годы она приходится на разные числа, что явствует из хадисов этой главы». Таким образом, точная дата Ночи Предопределения неизвестна, и смысл этого заключается в том, чтобы мусульмане проводили все последние ночи Рамазана, усердно поклоняясь Аллаху, и не полагались только на поклонение в течение ночи предопределения.
Имам аль-Музани и Ибн Хузайма, объединив между всеми комментариями ученых на эту тему, говорили: “Ночь Предопределения меняется каждый год!” (См. “Сахих Ибн Хузайма” 3/329). Аллах Всевышний делает Свой выбор: из всех дней – пятницу, из числа людей – пророка (да благословит его Аллах и приветствует), из числа всех ниспосланных Книг—Коран, из всех сур – «аль-Фатиху», а из всех ночей – Ночь Предопределения. В эту ночь Он выбирает тех, кого спасает от Ада. Поистине, Всевышний не меняет Своих обещаний, и если спасет кого-то из нас, то тот не попадет в Ад никогда. Но чтобы удостоиться места среди Его избранных, мало просто молиться в эту ночь – намерение должно быть очень искренним, душа, сердце, все существо поклоняющегося должно устремиться к покаянию.
Признаки Ночи Предопределения
Из достоверных хадисов известно, что пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сообщал своим сподвижникам о признаках этой ночи в том или ином году. Мать правоверных Аиша спросила: «О посланник Аллаха! Как ты думаешь, если мне удастся определить, когда наступает ночь предопределения, что я должна говорить в эту ночь?» Из этих слов следует, что люди могут узнать Ночь Предопределения по характерным признакам. Тем не менее, мусульманские богословы разошлись во мнениях по этому поводу.
Имам аш-Шаукани писал: «Ат-Табари считал, что отсутствие достоверного знания об этой ночи свидетельствует о том, что всякий, кто утверждает, что этой ночью можно увидеть явления, которые нельзя увидеть в другие дни, говорит неправду. По его мнению, если бы это было правдой, то каждому человеку, который проводит ночи на молитве, в особенности, ночи в Рамазане, было бы известно о Ночи Предопределения. Ибн аль-Мунир считал, что нельзя опровергать подобные утверждения, потому что Аллах по Своей милости может позволить некоторым рабам увидеть удивительные признаки этой ночи. Одни могут увидеть их, а другие – нет. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не ограничивал число таких признаков и не отрицал того, что Аллах показывает некоторым рабам удивительные знамения. Однако это не означает, что обещанное вознаграждение получит только тот, кто узнает Ночь Предопределения, поскольку милость Всевышнего Аллаха безгранична. Человек может поклоняться Аллаху этой ночью и не увидеть знамений, а может не поклоняться и увидеть эти знамения. И совершенно ясно, что тот, кто поклонялся этой ночью, лучше второго, ведь суть заключается в следовании прямым путем, а не в лицезрении необычных явлений, поскольку это может быть как Божьей милостью, так и искушением. Говорят, что в эту ночь различные творения совершают земной поклон. Также говорят, что звезды в эту ночь светятся необычайно ярко даже в темных местах. Также говорят, что в эту ночь можно услышать приветствия и обращения ангелов. Также говорят, что эту ночь можно определить по тому, как быстро исполняются молитвы».
Шейх Мухаммад ибн Салих аль-Усеймин считал, что узнать Ночь Предопределения можно по признакам, которые проявляются во время самой ночи:
Ночь Предопределения светлая, однако, в настоящее время заметить это можно только в пустынных местах, где нет огней и освещения.
Луна и звезды в эту ночь светятся ярче.
Верующие рабы в эту ночь ощущают такое спокойствие и благоговение, которые они не могут ощутить в другое время года.
Ветер в эту ночь не бывает ураганным и порывистым, а чаще всего бывает легким или умеренным.
Аллах показывает эту ночь некоторым из правоверных во сне, что неоднократно случалось с праведными сподвижниками.
От чтения ночного намаза верующий получает удовольствие, которое он не может ощутить в другие ночи.
Еще одним признаком наступления Ночи Предопределения является появление Луны, похожей на половину блюда. В хадисе, который передал Абу Хурайра, говорится о том, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говоря о признаках «Ляйлат аль-Кадр» сказал: «Кто из вас помнит, как взошла луна, похожая на половину блюда?» (Передал Муслим).
Передают, что Джабир рассказывал, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Мне была показана Ночь Предопределения, а затем меня заставили позабыть о ней. Она находится среди последних десяти ночей Рамазана. Эта ночь бывает открытой, светлой, ни жаркой, ни холодной. А луна в эту ночь словно затмевает звезды, и дьяволы в нее не выходят, пока не забрезжит рассвет». Этот хадис передали Ибн Хузейма и Ибн Хиббан, и оба назвали его достоверным.
Все перечисленные признаки связаны с тем, что можно наблюдать или ощутить во время самой ночи. В пользу этого свидетельствуют некоторые из дошедших до нас преданий. После перечисления этих признаков шейх аль-Усеймин сказал: «Что же касается сообщений о том, что в эту ночь собаки лают редко или не лают вообще, то они не являются правдивыми. Если внимательно наблюдать за происходящим во все десять последних ночей Рамазана, можно убедиться в том, что собаки лают и не умолкают» (См.: «Шархуль-мумти’» 6/499).
Что же касается признаков, которые можно наблюдать по истечении Ночи Предопределения, то это – восход солнца без лучей. Имам Муслим передал хадис, в котором сообщается, что Зирр ибн Хубейш сказал Убеййу ибн Каабу: «Твой брат Ибн Масуд говорит, что каждый, кто совершает ночной намаз в течение целого года, непременно попадет на Ночь Предопределения». Он сказал: «Да смилостивится над ним Аллах! Он хочет, чтобы люди не полагались на эту ночь. Однако ему известно, что эта ночь приходится на Рамазан. Она является одной из последних десяти ночей. Она является двадцать седьмой ночью». Затем он поклялся, не сделав никаких оговорок, что Ночь Предопределения является двадцать седьмой ночью. Его спросили: «На что ты опираешься?». Он ответил: «На признак, о котором нам поведал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). В этот день солнце восходит без лучей, подобно луне в ночь полнолуния, и шайтанам в этот день не разрешается выйти вместе с ним». Ахмад 5/324. Хафиз аль-Хайсами в “Маджма’у-ззауаид” сказал, что все передатчики хадиса заслуживают доверия, а хафиз Ибн Касир назвал иснад хорошим. См. “Тафсир Ибн Касир” 4/255.
От ‘Убады ибн Самита сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) о признаках Ночи Предопределения сказал: «Признаком Ночи Предопределения является то, что эта ночь чистая и светлая, а луна в ней словно блистает. Она тихая и спокойная, ни холодная, ни жаркая. В эту ночь не позволяют метать звезды, пока не наступит утро. И еще одним ее признаком является то, что солнце на утро восходит ровное, без лучей, подобно луне в ночь полнолуния, и шайтанам в этот день не разрешается выйти вместе с ним» Ахмад 5/324. Хафиз аль-Хайсами в “Маджма’у-ззауаид” сказал, что все передатчики хадиса заслуживают доверия, а хафиз Ибн Касир назвал иснад хорошим. (См.:“Тафсир Ибн Касир” 4/255).
Нет сомнения в том, что каждый мусульманин, который искренне и правильно поклонялся Аллаху в последние десять ночей Рамазана, получит обещанную великую награду за поклонение в Ночь Предопределения, даже если он и не узнал о том, когда именно была эта ночь!
Особенность Ночи Предопределения
Ибн Аббас сказал: «Аллах ниспослал Коран целиком из Хранимой Скрижали в Дом величия, или бейт аль-’изза, находящийся на первом небе, а затем в течение двадцати трех лет ниспосылал его посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, по частям в связи с происходящими событиями». Это же говорили и другие толкователи Корана (согласно аш-Шаукани и Ибн Касиру).
Богословы разошлись во мнениях, когда именно произошло ниспослание Корана на ближайшее небо. Абу аш-Шама и некоторые другие отдавали предпочтение мнению о том, что он был ниспослан еще до начала пророчества. Однако наиболее правильным является мнение о том, что он был ниспослан уже после начала пророчества. Об этом говорил имам ас-Суйути.
Согласно основному, самому правильному и наиболее распространенному мнению, Коран был ниспослан в Ночь Могущества на ближайшее небо сразу и целиком, а затем ниспосылался по частям в течение двадцати трех лет. Аль-Хаким и аль-Бейхаки передали слова Ибн Аббаса: «Коран был ниспослан в Ночь Предопределения на ближайшее небо сразу и целиком и находился в «местах ниспослания частей», а оттуда Аллах по частям ниспосылал его Своему посланнику, мир ему и благословение Аллаха».
Второе мнение состоит в том, что Коран был ниспослан на ближайшее небо за двадцать три ночи предопределения, причем в каждую ночь низводилось то, что Аллах решал ниспосылать за этот год, а затем оно ниспосылалось частями в течение всего года. Это мнение разделяли Мукатиль ибн Хаййан, аль-Халими, аль-Маварди.
Согласно третьему мнению, ниспослание Корана началось в Ночь Предопределения, а затем он ниспосылался частями. Этого мнения придерживался аш-Шааби.
Аль-Маварди пересказывал и четвертое мнение, согласно которому Коран был ниспослан с Хранимой скрижали сразу и целиком, а затем хранители передавали его по частям Джабриилу в течение двадцати ночей, а Джабриил передавал его по частям пророку (да благословит его Аллах и приветствует) в течение двадцати лет