Древние аланы в карачаево-балкарской культуре и не только…
Сегодня все чаще многие исследователи обращаются к этнографии народов Кавказа в связи с необходимостью реконструкции этнических процессов в раннем средневековье, ибо Кавказ сохранил уникальные реликты, которые уже исчезли в других регионах. Недаром В.Ф. Миллер назвал Кавказ музеем под открытым небом, в котором сохранились в первозданном виде многие черты древних культур Евразии. Это в полной мере можно отнести и к карачаево-балкарцам и аланскому наследию в их культуре. В.Б. Ковалевская отмечала: «И для карачаевца, и для балкарца наших дней нет сомнения в том, что аланы – это их славные предки…»(1)
В фундаментальном научном издании «Народы Кавказа» отмечается: «Среди различных наименований, под которыми карачаевцы известны у соседних народов, следует упомянуть название «аланы», принятое для карачаевцев у мегрелов» (2). Про балкарцев говорится в этом же издании следующее: «…грузины называют балкарцев басиане, а осетины – аси…»(3) .
О прямой этнической связи карачаево-балкарцев с аланами все чаще отмечается в фундаментальных академических работах(4).
Французский ученый-византинист К. Цукерман поддержал мнение о прямой связи «алан», упомянутых в XIX в. Потоцким в горах Карачая, с аланами историческими. (5) Но подобные выводы подтверждаются и данными этногра¬фических исследований.
Рассмотрим их вкратце. Общеизвестно, что карачаево-балкарцы окликают соплеменника «Алан!» и обращаются друг к другу «Аланала!» («Аланы!»). Карачаевец, обращаясь по-русски, слово алан не заменяет на русское товарищ! Вообще, обращения типа: «Кимгесиз, аланла? – Осман, джолоучулагъа сорду (К кому вы идете, аланы? – спросил Осман идущих)», есть обычное явление. Приводя эту фразу из старой карачаево-балкарской литературы, М.А. Хабичев в сноске пишет: «Алан – обычное для карачаевцев и балкарцев обращение друг к другу» (6) .
Дальше по ссылке:
http://www.elbrusoid.org/articles/weinpast/393006/